Вертикальная антенна 5/8 на 144–146 МГц. Автомобильный вариант.

  Вертикальная антенна 5/8 на 144–146 МГц.

Автомобильный вариант.

Юрий Юкин RK4FX.

yukinrk4fx@yandex.ru

 

Многие радиолюбители проводящие радиосвязи  в диапазоне частот 144-146 МГц. имеют достаточно не плохую стационарную антенну и трансиверы, но тем не менее в продаже не так много антенн предназначенных для работы в движении  с автомобиля, а некоторые  из них  которые имеются в продаже,  зачастую имеют достаточно приличную стоимость и не всегда по техническим характеристикам устраивают для проведения любительской \р связи, обладая незначительным КПД и меньшей от заявленной дальностью уверенной связи и соответствующим коэффициентом усиления. Довольно часто данные антенны укомплектованы не эффективными согласующими устройствами.

Все это стало отправной  точкой для создания наиболее эффективной антенны на 144-146 МГц  не имеющей подобных недостатков.

У многих радиолюбителей имеется возможность приобрести автомобильные антенны CB диапазона  как новые  так и Б.У.  В частности из таких антенн как МL-145, от производителей  Мидланд, Оптим. И весьма распространенная антенна  «Анли» AW-6. Все они довольно не сложно реконструируются с определенными доработками  на диапазон 144- 146 МГц, с наиболее  высокими  качественными характеристиками.

Рассмотрим подобный вариант доработки антенны на модели  «Анли»  AW-6. В зависимости от производителя данная антенна может иметь длину излучающей части от 120 см до 140 см.  Антенны серии ML–145 имеет длину обычно в пределах от 140 см до 150 см, (что зависит от производителя) все это прекрасно подходит для изготовления в радиолюбительских условиях антенны 5/8 на данный частотный спектр и ее длинна при этом должна составлять  от 129 см до 132 см  не более. Все будет зависеть от  применяемого излучателя места расположения антенны на автомобиле и изготовленных вами элементов согласования.  Надо отметить, что при дальнейшем увеличении длинны вибратора (более 135 см) диаграмма направленности довольно сильно изменяется, при этом излучение под низкими углами к горизонту начинает снижаться, а излучение под большими углами к горизонту  резко возрастает. Все это может свести на нет все ваши усилия и старания при конструировании и использовании на практике данной антенны и при  работе  особенно с удаленными корреспондентами.

При сборке и настройке ниже опубликованной автомобильной антенны  она показала прекрасные результаты при работе с корреспондентами находящиеся в радиусе 50 км и более. Здесь многое будет зависеть от закрытости радиотрассы и уровня расположения подвижного объекта, на котором установлена данная антенна, высоты от уровня моря передающей и приемной стационарной антенны.

Следует напомнить радиолюбителям, что в дневное время уровень зашумленности  2-х метрового диапазона (от шума солнца) имеет довольно солидное значение, но постепенно уменьшается  и сводится почти к нулю при его заходе за линию горизонта, что способствует достаточно устойчивой связи на максимальное расстояние. Тот же самый эффект проявляется и в утренние часы до восхода солнца, при этом чем не выше уровень  подъема  солнца над горизонтом, тем более зашумленным становится сигнал вашего корреспондента, а на практике  он  начинает просто исчезать, что и следует учитывать в повседневной радио связи,  и не считать, что параметры вашей антенны значительно ухудшились по неизвестной вам причине.

Входное сопротивление данной  антенны  R = 50 ом. SWR = 1.0.  Rx = 0.

Здесь следует отметить, что полоса пропускания антенны составляет  2.0 МГц. И лишь по краям диапазона  КСВ антенны составляет 1.1 , что имеет довольно не плохие показатели.  Для изготовления антенны  ( возьмем как пример AW- 6 , а с изделиями ML–145 будет несколько проще)  в первую очередь нужно определиться с длинной излучателя, если она в данной антенне  значительно короче 140 см, то вам необходимо будет подобрать соответствующее полотно излучателя.  Затем нужно будет произвести разгерметизацию стакана согласующего устройства у основания антенны, что не представляет собой особой сложности в обычных бытовых условиях. После разгерметизации  имеющийся  внутри корпуса небольшой емкости конденсатор и катушка, состоящая из 10 витков медного провода  последовательно включенного с вертикальным излучателем удаляются. На данное место устанавливается катушка (на имеющееся основание в 9 мм) медного провода , желательно посеребренного диаметром 1,6 мм. С количеством витков равном 4,7. Намотка выполняется левосторонняя (против часовой стрелки)  с шагом равном диаметру провода. Нижний вывод катушки припаивается к металлическому основанию, где и подключена  оплетка 50-омного коаксиального кабеля. Верхний вывод катушки  выходит через верхнее отверстие в стакане и подключается на излучающий элемент. Центральная жила кабеля  от трансивера через  высокочастотный конденсатор емкостью от 8 до 9.5 пф, с напряжением в 500 вольт подключается на отвод катушки – 1 виток от верхнего конца катушки.  Это сделано для того, что бы улучшить согласование высокоомной антенны с согласующим устройством и кабелем питания и несколько понизить ее входное  сопротивление. Следует напомнить радиолюбителям, что экран кабеля в данном варианте не подключается не к магнитному основанию  не к фольге. Использование провода  на  LC  согласующем устройстве  меньшего диаметра нежелательно, так как это неизбежно  приведет к потере необходимой добротности и индуктивности. Использование провода несколько большего диаметра возможно и даже несколько улучшит  технические показатели, главное чтобы у вас осталось место для размещения в согласующем стакане  конденсатора небольшой емкости. После сборки антенны она устанавливается на магнитном основании на металлическое основание автомобиля (там где она будет повседневно работать)  и производится ее настройка любым анализатором имеющим диапазон 144 – 146 МГц, путем подрезки  (по 3 – 5  мм) противоположного тонкого конца излучателя , при каждой подрезке тщательно проверяя насколько смещается частота и тем самым «вгоняя» ее в необходимый вам полосу частот.

Следует так же отметить, что 50-омный кабель должен быть достаточно качественным и иметь минимальные ВЧ потери на данных частотах, а применение такого (весьма распространенного в торговой сети) коаксиального 50-омного кабеля как  RG-58, крайне не желательно из-за его низких технических характеристик в работе на данном высокочастотном диапазоне. Обращаю внимание радиолюбителей на то, что применяемый вами кабель должен быть настроен на данный частотный спектр  с кратным нечетным повторителем, что намного улучшит согласование с антенной  и трансивером, его длинна будет различна от применения разных марок кабеля от разных производителей. В данном примере  длина кабеля составляла 365 см.

Антенна показала прекрасные результаты при проведении радиосвязи как с непосредственно с радиолюбителями имеющими стационарные антенны, так и с радиолюбителями работающими  с подвижных объектов при  различной дальности, а также и при работе через репитеры при подводимой к антенне  мощности от 5 до 60 Ватт.  На данную антенну неоднократно приходилось принимать и   ряд близ лежащих областных центров  в основном в вечернее время, то есть работу радиолюбительских репитеров  удаленных на 200 – 300 км. В заключение пожелаю радиолюбителям занимающихся связью с подвижных объектов – устойчивых  DX  связей  и без отказной работы вашего изделия

.

P.S. Не следует однако забывать, что при размещении антенны на автомобиле со смещением от центра (на багажнике) максимум излучения (как и приёма) будет происходить в сторону максимальной длины противовеса. Данную особенность следует учитывать при работе с весьма отдаленными радиостанциями при малом уровне приемного сигнала.  В данном случае  максимум приема и передачи будет относиться к носовой части автомобиля. В противоположную  сторону уровень излучения будет несколько меньше как в прочем и приема.

Материал подготовил и опубликовал  RK4FX  Юрий г. Пенза. – 73! –

 

Июнь  2022 года.