Вертикальная антенна 5/8 на 144–146 МГц. Автомобильный вариант.
Вертикальная антенна 5/8 на 144–146 МГц.
Автомобильный вариант.
Юрий Юкин RK4FX.
yukinrk4fx@yandex.ru
Многие радиолюбители проводящие радиосвязи в диапазоне частот 144-146 МГц. имеют достаточно не плохую стационарную антенну и трансиверы, но тем не менее в продаже не так много антенн предназначенных для работы в движении с автомобиля, а некоторые из них которые имеются в продаже, зачастую имеют достаточно приличную стоимость и не всегда по техническим характеристикам устраивают для проведения любительской \р связи, обладая незначительным КПД и меньшей от заявленной дальностью уверенной связи и соответствующим коэффициентом усиления. Довольно часто данные антенны укомплектованы не эффективными согласующими устройствами.
Все это стало отправной точкой для создания наиболее эффективной антенны на 144-146 МГц не имеющей подобных недостатков.
У многих радиолюбителей имеется возможность приобрести автомобильные антенны CB диапазона как новые так и Б.У. В частности из таких антенн как МL-145, от производителей Мидланд, Оптим. И весьма распространенная антенна «Анли» AW-6. Все они довольно не сложно реконструируются с определенными доработками на диапазон 144- 146 МГц, с наиболее высокими качественными характеристиками.
Рассмотрим подобный вариант доработки антенны на модели «Анли» AW-6. В зависимости от производителя данная антенна может иметь длину излучающей части от 120 см до 140 см. Антенны серии ML–145 имеет длину обычно в пределах от 140 см до 150 см, (что зависит от производителя) все это прекрасно подходит для изготовления в радиолюбительских условиях антенны 5/8 на данный частотный спектр и ее длинна при этом должна составлять от 129 см до 132 см не более. Все будет зависеть от применяемого излучателя места расположения антенны на автомобиле и изготовленных вами элементов согласования. Надо отметить, что при дальнейшем увеличении длинны вибратора (более 135 см) диаграмма направленности довольно сильно изменяется, при этом излучение под низкими углами к горизонту начинает снижаться, а излучение под большими углами к горизонту резко возрастает. Все это может свести на нет все ваши усилия и старания при конструировании и использовании на практике данной антенны и при работе особенно с удаленными корреспондентами.
При сборке и настройке ниже опубликованной автомобильной антенны она показала прекрасные результаты при работе с корреспондентами находящиеся в радиусе 50 км и более. Здесь многое будет зависеть от закрытости радиотрассы и уровня расположения подвижного объекта, на котором установлена данная антенна, высоты от уровня моря передающей и приемной стационарной антенны.
Следует напомнить радиолюбителям, что в дневное время уровень зашумленности 2-х метрового диапазона (от шума солнца) имеет довольно солидное значение, но постепенно уменьшается и сводится почти к нулю при его заходе за линию горизонта, что способствует достаточно устойчивой связи на максимальное расстояние. Тот же самый эффект проявляется и в утренние часы до восхода солнца, при этом чем не выше уровень подъема солнца над горизонтом, тем более зашумленным становится сигнал вашего корреспондента, а на практике он начинает просто исчезать, что и следует учитывать в повседневной радио связи, и не считать, что параметры вашей антенны значительно ухудшились по неизвестной вам причине.
Входное сопротивление данной антенны R = 50 ом. SWR = 1.0. Rx = 0.
Здесь следует отметить, что полоса пропускания антенны составляет 2.0 МГц. И лишь по краям диапазона КСВ антенны составляет 1.1 , что имеет довольно не плохие показатели. Для изготовления антенны ( возьмем как пример AW- 6 , а с изделиями ML–145 будет несколько проще) в первую очередь нужно определиться с длинной излучателя, если она в данной антенне значительно короче 140 см, то вам необходимо будет подобрать соответствующее полотно излучателя. Затем нужно будет произвести разгерметизацию стакана согласующего устройства у основания антенны, что не представляет собой особой сложности в обычных бытовых условиях. После разгерметизации имеющийся внутри корпуса небольшой емкости конденсатор и катушка, состоящая из 10 витков медного провода последовательно включенного с вертикальным излучателем удаляются. На данное место устанавливается катушка (на имеющееся основание в 9 мм) медного провода , желательно посеребренного диаметром 1,6 мм. С количеством витков равном 4,7. Намотка выполняется левосторонняя (против часовой стрелки) с шагом равном диаметру провода. Нижний вывод катушки припаивается к металлическому основанию, где и подключена оплетка 50-омного коаксиального кабеля. Верхний вывод катушки выходит через верхнее отверстие в стакане и подключается на излучающий элемент. Центральная жила кабеля от трансивера через высокочастотный конденсатор емкостью от 8 до 9.5 пф, с напряжением в 500 вольт подключается на отвод катушки – 1 виток от верхнего конца катушки. Это сделано для того, что бы улучшить согласование высокоомной антенны с согласующим устройством и кабелем питания и несколько понизить ее входное сопротивление. Следует напомнить радиолюбителям, что экран кабеля в данном варианте не подключается не к магнитному основанию не к фольге. Использование провода на LC согласующем устройстве меньшего диаметра нежелательно, так как это неизбежно приведет к потере необходимой добротности и индуктивности. Использование провода несколько большего диаметра возможно и даже несколько улучшит технические показатели, главное чтобы у вас осталось место для размещения в согласующем стакане конденсатора небольшой емкости. После сборки антенны она устанавливается на магнитном основании на металлическое основание автомобиля (там где она будет повседневно работать) и производится ее настройка любым анализатором имеющим диапазон 144 – 146 МГц, путем подрезки (по 3 – 5 мм) противоположного тонкого конца излучателя , при каждой подрезке тщательно проверяя насколько смещается частота и тем самым «вгоняя» ее в необходимый вам полосу частот.
Следует так же отметить, что 50-омный кабель должен быть достаточно качественным и иметь минимальные ВЧ потери на данных частотах, а применение такого (весьма распространенного в торговой сети) коаксиального 50-омного кабеля как RG-58, крайне не желательно из-за его низких технических характеристик в работе на данном высокочастотном диапазоне. Обращаю внимание радиолюбителей на то, что применяемый вами кабель должен быть настроен на данный частотный спектр с кратным нечетным повторителем, что намного улучшит согласование с антенной и трансивером, его длинна будет различна от применения разных марок кабеля от разных производителей. В данном примере длина кабеля составляла 365 см.
Антенна показала прекрасные результаты при проведении радиосвязи как с непосредственно с радиолюбителями имеющими стационарные антенны, так и с радиолюбителями работающими с подвижных объектов при различной дальности, а также и при работе через репитеры при подводимой к антенне мощности от 5 до 60 Ватт. На данную антенну неоднократно приходилось принимать и ряд близ лежащих областных центров в основном в вечернее время, то есть работу радиолюбительских репитеров удаленных на 200 – 300 км. В заключение пожелаю радиолюбителям занимающихся связью с подвижных объектов – устойчивых DX связей и без отказной работы вашего изделия
.
P.S. Не следует однако забывать, что при размещении антенны на автомобиле со смещением от центра (на багажнике) максимум излучения (как и приёма) будет происходить в сторону максимальной длины противовеса. Данную особенность следует учитывать при работе с весьма отдаленными радиостанциями при малом уровне приемного сигнала. В данном случае максимум приема и передачи будет относиться к носовой части автомобиля. В противоположную сторону уровень излучения будет несколько меньше как в прочем и приема.
Материал подготовил и опубликовал RK4FX Юрий г. Пенза. – 73! –
Июнь 2022 года.